Что такое печать, правовые аспекты
Печать – это один из основных атрибутов юридических и физических лиц предпринимателей
Содержание статей 160, 185, 338, 357, 913 Гражданского Кодекса РФ по поводу применения и использования печатей весьма размытое. Исходя из них, организации, не указанные в перечне, могут работать без печати. Нет общей нормы, обязывающей все организации иметь печать, в обязательном порядке это необходимо лишь некоторым их видам. Также нет чётких требований к оформлению печатей. Таким образом. регламентирующая роль передаётся местным региональным и муниципальным органам.
Порядок воспроизведения герба Российской Федерации на печатях регламентируется следующими актами:
- Постановлением Правительства РФ «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации», от 27.12.95 N 1268.
- Положением о Государственном гербе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.11.93 N 2050.
В остальных случаях всё зависит от требований местной власти.
Особенности требований к печатям на местах
Местные органы власти выдвигают собственные требования по отношению к внешнему виду, размеру и качеству печатей, а также их согласования с субъектами региональной власти. При этом в каждом регионе правила свои.
Некоторые примеры:
Регион |
Нормативный источник |
Требования |
Хабаровск |
Постановлением мэра г. Хабаровска от 28.10.1997 N 3028 |
Всем юридическим и физическим лицам, занимающимся предпринимательс |
Брянск |
Постановление Администрации Брянской области от 23.06.1994 N 351 «О порядке оформления документов на изготовление гербовых и других печатей, штампов юридических и физических лиц на территории Брянской области» |
Для получения разрешения необходимо утвердить эскиз |
Удмуртия |
«Инструкция о порядке выдачи разрешений на изготовление печатей», утвержденная министром печати и информации Удмуртской Республики от 24.08.1998 |
Печать должна быть зарегистрирована |
В других регионах печати организаций должны заносится в специальные реестры.
Требования к печати в Москве
Регистрация и уничтожение печатей, а также правила их оформления в Москве регламентируется рядом нормативных документов. Определённые ограничения имеются также по отношению к символике столицы: флагу, гербу, названии, изображениям символов Москвы (Останкинская башня, Кремль и т. д.)
Ниже приведены нормативные акты, которые следует учитывать при создании печатей и штампов компаниям, зарегистрированн
- Распоряжение Мэра Москвы от 25.08.98 N 843-РМ «О создании в московской регистрационной палате городского реестра печатей»;
- Инструкция для филиалов МРП о порядке утверждения эскизов печатей и штампов, утверждённая Приказом МРП от 20.01.99. N 17;
- Закон города Москвы от 01.02.95 N 4-12 «О гербе и флаге города Москвы»;
- Распоряжение Мэра Москвы от 27.01.94 N 39-РМ «О печатях, бланках документов и вывесках органов исполнительной власти Москвы»;
- Распоряжение Мэра Москвы от 26.11.97 N 924-РМ «Об утверждении Инструкции о порядке использования изображений герба и флага города Москвы юридическими и физическими лицами в коммерческих целях».
- Закон города Москвы от 20.01.99 N 3 «О московской городской символике»;
- Положение «Об официальных символах территориальных единиц города Москвы».
Гербы и символы могут отображаться на печатях и штампах федеральных органов власти, образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, унитарных и государственных предприятий, имеющих государственный статус.
Некоторые символы Москвы могут быть размещены на печатях после получения специального разрешения. К ним относится Кремль, культурные памятники и архитектурные ландшафты в пределах Садового кольца, монастыри, здания Ж/Д вокзалов, Здания Госдумы, Правительства РФ, Мэрии Москвы и прочих объектов, указанных в вышеназванных нормативных документах.